0 Избранные


Переход на дистанционное обучение далось очень большим напряжением сил и нервов. Кем-то из педагогов двигал простой приказ начальства, руководства школ — «Надо!». Кому-то не давал покоя прерванный на полуслове учебный процесс. Но, может быть, были и такие, кого заботило положение детей, внезапный сбой в ритме и стиле их жизни, мысли и настроения, особенно в преддверии экзаменационных испытаний?

Памятник Янушу Корчаку. Фото depositphotos.com

В те дни я часто вспоминал судьбу великого педагога Януша Корчака. Он создавал в Польше детские дома для детей, как у нас говорят, с проблемами здоровья, и работал в них педагогом. Когда во время Второй мировой войны в Польшу пришли гитлеровцы, они отправили детский дом Корчака в печи Освенцима. А ему сказали: вы известный человек, вы свободны. Но он пошел с детьми в газовую камеру. Не смог их бросить.

Вопрос: можно ли провести парралели между тем, что было тогда и сейчас? Сохраняются ли нравственные законы у современных педагогов? Когда в марте началось это «коронабесие», школы закрыли, детей отправили домой, все ли педагоги поддержали своих ребят, продолжили процесс обучения и воспитания в новых, незнакомых и грозных условиях? Или тихо ушли на изоляцию, благо, что зарплата сохранилась? 

Что сильнее волнует нынешнего учителя — состояние детских умов, по-настоящему утратившие чувство реальности и меры их родители, или главными вопросами для них были сохранение часов и ставок на следующий год, а также, не придется ли заниматься этой ненавистной, выматывающей дистанционкой?

Ну, а что волнует директоров школ в эти последние летние недели? В этот традиционный учительский «Юрьев день» тысячи и тысячи учителей увольняются и переходят из одних школ в другие. Кто-то ищет себе работу учителя впервые — после окончания педагогического вуза. А кто-то из старшего поколения решил больше не работать в школе, а заняться, наконец, собой.

Знаю не понаслышке, что в период объявления пандемии некоторые, с позволения, сказать «педагоги» просто исчезли, рассчитывая, видно, что наступила полная анархия, и можно не работать, а просто так, получать свои сохраняемые президентом зарплаты. От таких, конечно, следовало бы безжалостно избавляться. Но кто придет им на смену? Будет ли лучше новое поколение учительских кадров?

Беспокоит, что среди вновь выпускаемых вузами учителей все больше и больше становится нытиков. От которых только и слышишь, что, «как трудно им работать», как низки зарплаты учителя и как высоки требования к учителям и их нагрузка. 

А ведь кое кто из начинающих педагогов даже не знает, как подойти к ребенку, с какой стороны. Если ребенок видит перед собой неудачника, которому нечем с ним, ребенком, поделиться, чем его заинтересовать, то никакого уважение такой педагог не вызовет и никакого авторитета у него не появится. Никто из детей за ним не пойдет, и из учебного процесса получится пустая формальность.

Жаль, что педагогов, о которых можно сказать «педагог от Бога», не покривив душой, становится все меньше. Это происходит из-за всеобщей «бюджетности» в нашей стране: люди получают заработные платы независимо от качества и количества своего труда. Зачастую зарплаты платятся без какой-то связи с результатами труда педагогов — не с точки зрения числа проведенных уроков, поставленных оценок и победителей олимпиад, а из-за авторитета у детей, признательности их родителей. Бюрократический способ регулирования работы учителей и школы не привел к положительным результатам.

В нашей новой реальности основные проблемы учебного процесса будут лежать не в области обеспечения учебного процесса, материального или информационного. Основной проблемой стали соответствие учителей высоким профессиональным и особенно нравственным требованиям. И эти требования дальше не будут уменьшаться, они будут расти.

Требования к личности педагога, к его стилю общения с детьми важнее требований к предметной и методической подготовке. В конце концов, каким-то вещам, в учебных предметах он всегда может научиться. На то и существуют многочисленные институты развития образования и переподготовки… Нам надо научиться не только готовить педагогические кадры по методике обучения, но и растить и развивать личности молодых педагогов, так, чтобы нравственные законы, а также мораль и этика стала приоритетом в школьных коллективах.



Перейти в источник

Комментарии