0 Избранные


…Кто за ремесло чужое браться любит,/ Тот завсегда других упрямей и вздорней:/ Он лучше дело всё погубит…

Я все чаще и чаще вспоминаю эти слова из басни И. А.Крылова , когда мне приходится читать все новые и новые рекомендации чиновников по поводу организации работы школы с нового учебного года.

Пока они, чиновники и депутаты разного уровня, демонстрировали свою озабоченность существующим положением и тужились выдать на-гора какую-нибудь нестандартную идею, долженствующую спасти отечественное образование, правда, так, в общих чертах, еще можно былaо спать спокойно. Но, на беду несчастной школы, люди, облаченные властью, но совершенно не понимающие, как работа любого образовательного учреждения устроена, засучив рукава взялись за дело…

И вот уже Роспотребнадзор составил список рекомендаций, согласно которым после отмены режима самоизоляции…будут работать российские школы.

Изображение Alexandra_Koch с сайта Pixabay

Любопытно по нему пройтись, по этому списку, что я сейчас и постараюсь сделать, чтобы получить хоть какие-то ответы на вопросы, которые немедленно при чтении возникают, потому что своим умом нам, учителям, положительную сторону этих рекомендаций понять трудно.

Итак, начнем.

Пункт первый о необходимости проведения генеральной уборки перед занятиями нареканий не вызывает, он не нов, и школы придерживались этого правила даже до пандемии.

А теперь пункт второй: «закрепить за каждым классом (группой) учебное помещение (групповую), организовав предметное обучение и пребывание в строго закрепленном за каждым классом (группой) помещении. Исключить общение обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок».

Это как? В стандартном классе (30 квадратных метров 15 парт) провести и информатику, и физкультуру, и труды, и английский? Все классы, кто не знает, для изучения этих предметов делятся на группы, и в каждой группе свой учитель.

Лишних кабинетов в школе, как правило, нет: городские школы переполнены. Как разместить в одном классе две группы с двумя разными программами (например, вязание носочков и изготовление стульчиков)?

Для проведения урока информатики необходимы, как минимум, с десяток компьютеров. Они есть только в кабинетах информатики, а кабинетов таких в обычной школе на 1000 учеников от силы два. И в этих кабинетах будут сидеть все уроки классы, за которыми кабинеты закреплены. Отсюда вопрос  кто должен транспортировать из кабинета в кабинет компьютеры, столярные станки, брусья или маты для проведения физкультуры, пианино для проведения музыки или ритмики, реактивы для химии, приборы для физики и так далее, и так далее, и так далее, ибо без этой досадной необходимости вышеперечисленные уроки просто нет смысла проводить?

Прочитаем третий пункт по возможности сократить число обучающихся и воспитанников в классе (группе)». Классы переполнены, новых школ строить никто не планирует, как уже было сказано выше, кабинетов не хватает. Поэтому хотелось бы знать, какую «возможность» изобретатели рекомендаций имеют в виду. Вопрос немаловажный, так как сейчас, как я поняла, бюджеты разных уровней решено пополнять за счет штрафов.

Так и кажется: приходит проверять школу Роспотребнадзор, а в классах, рассчитанных на 25 человек, сидит по 35 учеников.. Ну не исхитрилась школа их «сократить» Что тогда? Штраф за каждого «несокращенного» ученика?

Пункт шестой  рекомендации заставит администрацию любой школы впасть в глубокую тоску, ибо стоит только включить воображение:  «Обеспечить проведение ежедневных «утренних фильтров» с обязательной термометрией (целесообразно использовать бесконтактные термометры) с целью выявления и недопущения в организации обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний при входе в здание, исключив скопление детей и их родителей (законных представителей) при проведении «утреннего фильтра».

Итак, 1000 учеников в школе. Уроки у них начинаются в разное время, скажем, с интервалом 5 минут. У одного или двух классов (50-60 человек, допустим, урок начинается ровно в 8-00). Чтобы добросовестно выполнить все рекомендации, на одного ребенка нужно потратить не менее 5, а лучше 10 минут, и то, при условии, что дети будут приходить в строго установленное время, и первая партия появится в школе за час до занятий. Но ведь этого же никогда не будет! Ребенок и проспать может, и просто из-за транспорта задержаться, и раньше прийти…

Выстроить очередь на улице на расстоянии двух метров друг от друга? А если такая обстановка продлится и зимой? В страшном сне может только присниться эта очередь: зима, при морозе 40 градусов, и дежурный учитель бегающий вдоль нее, следя, чтобы не сокращали расстояние…

Зачем ходить далеко за примером? В московском метро, пропуская пассажиров, полицейские только проверяли электронные пропуска. Сколько там они тратили на человека — минуты две? А какую толпу собрали, вся страна видела.

Но Quot licet iovi, non licet bovi (что позволено Юпитеру, то не позволено быку). И если полицейские даже не извинились перед людьми, которых подвергли опасности заражения вирусом, то школу за это, без всяких сомнений, можно опять-таки оштрафовать…

Следующий, седьмой пункт, об установке дозаторов, легко выполним, А вот за  восьмой пункт, по-моему, положено приз в студию: «пересмотреть режим работы организации, в т.ч. расписание учебных занятий, изменив время начала первого урока (занятия) для разных классов и время проведения перемен, в целях максимального разобщения классов (групп)».

Вам не кажется, что составители рекомендаций забыли, что, кроме учеников, в школе есть еще и учителя?

У каждого предметника не один класс. Скажем, уроков географии в каждом классе мало, и соответственно, учитель ведет уроки в восьми, или десяти, или даже двенадцати классах. Меньше не получается — учителя в очереди за работой не стоят. Ну, составили для этого учителя расписание, Отвел он урок, ушел. Дети после перемены, минут десять, ждут, допустим, алгебру. А математик ведет урок в другом классе, и урок этот он начал только пять минут назад…

В школах с обычным-то расписанием постоянные заморочки: то учитель заболел, то еще какой-нибудь катаклизм (например, собрали всех словесников и отправили проверять экзаменационные сочинения, как бывает в декабре), а здесь школа просто встанет. За что ее, наверное, тоже можно будет оштрафовать.

В пунктах 9-19 рекомендаций ничего нового, все общеизвестно со времен Советской власти: повторили, наверное, чтобы никто не забыл обычных правил гигиены. Только в пункте 11 есть грамматическая ошибка («по окончаниЮ», вместо правильного «по окончаниИ»), что несолидно для такой солидной организации, да в пункте 13 «сплошное проветривание» возможно только при наличии современных окон. А сколько школ в России, окна которых служат с тех же времен Советской власти и, чтобы не вывалились, заклеены намертво? Впрочем, есть и такие школы, окна которых обеспечивают сплошное проветривание даже когда не надо….

Вот и даются диву учителя, что послужило причиной появления этого документа? Желание создать в школах безопасную эпидемиологическую обстановку? Тогда почему за каждой строкой стоит такой махровый непрофессионализм? Хотя, может это тонкий расчет, тогда хотелось бы знать, с какой целью? Повторюсь, неужели для сбора штрафов?

Только, мне кажется, что школы останутся без администраций, если эти «рекомендации» начнут всерьез насаждать, и школа как образовательное учреждение просто умрет.

Казалось бы, такой важный документ при наличии прямо катастрофических обстоятельств нельзя изобретать с кондачка. Нужна долгая вдумчивая работа специалистов, тем более и время позволяет, лето еще не началось. 

 

Об авторе: Людмила Усанова, учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»



Перейти в источник

Комментарии