0 Избранные


Президент Рыбаков Фонда Екатерина Рыбакова поговорила с Юлианой Слащевой — председателем правления киностудии «Союзмультфильм» — о методах воспитания детей, различиях в российском и зарубежном образовании и, конечно же, о фильмах — мультипликации и кино, которые она рекомендует посмотреть летом.

Полностью интервью в видеоформате.

— Юлиана, бывает ли так, что ты говоришь детям категорическое нет? Есть такие ситуации?

— Да, иногда с детьми приходится разговаривать категорично. Я, например, всегда встаю на сторону педагога, если у детей возникает спор с ним, потому что считаю, что иначе нивелирую его авторитет. В этом случае могу сказать твердое нет. Но в большинстве вопросов все-таки стараюсь договариваться.

Мальчишки, конечно, вечно спорят между собой. Младший хочет, чтобы его «защитили» от старшего. И тут важно не вставать на чью-то сторону, а объяснить им, как находить общий язык, ведь ближе людей, чем они друг другу, нет. 

Признаюсь, у ребят есть сложности с учебой. А когда началось онлайн-обучение, ситуация усугубилась. Младший, которому восемь, вообще относится к дистанционке, как к игре, а не как к учебному процессу. Ребят постоянно приходится мотивировать, потому что у них пока нет стимула к обучению и понимания, зачем учиться.

Больше всего непростых моментов я пережила с дочерью, которой сейчас 15. Это был сложный переходный период с тяжелыми столкновениями, с большими разногласиями. В какой-то момент она начала полностью отвергать все, что говорят родители. Мне казалось, что я сама была беспроблемным ребенком в этом возрасте. А когда поговорила с мамой, она сказала, что со мной было все то же самое. Надеюсь, что эти сложности мы прошли. Несмотря на то что с недавнего времени живем в разных странах (Маша учится в Англии), мы в идеальных отношениях, находим кучу точек соприкосновения. 

— Какие ты видишь ключевые отличия российской системы образования от английской? Какие плюсы и минусы там и тут?

— В нашей стране сильное базовое образование. Маша не хватала звезд с небес в учебе, но когда приехала в Англию, очень неплохо сдала там вступительные экзамены, поступила в одну из 50 лучших школ Великобритании — Marlboro college. 

В Англии много внимания уделяется развитию гибких навыков, работе над проектами. Педагоги учат коммуникации — публичной и внутри маленьких групп. 

Marlboro college почти как интернат, и каждый семестр там проходит ротация детей, с которыми ученики делят одно пространство. Сначала Маша жила с 14 девочками и только к концу года попала в комнату, где всего четыре человека. На второй год их начинают размещать по двое, но ей пришлось делить комнату с девочкой, общение с которой ее совершенно не устраивало. 

Оказывается, педагог намеренно поселила их вместе. Она решила, что Маша оградила себя определенным кругом общения, который необходимо поменять. И через некоторое время моя дочь сказала, что соседка помогает ей делать домашние задания. В результате Маша получила лучшие оценки за все два года учебы в школе!

Гибкие навыки, коммуникация, партнерство, понимание себя — это то, к чему должна готовить школа. Но в России пока все наоборот — лучше закрыться в себе, потому что тебе все время говорят, что ты дурак, недостаточно развит. Это, к счастью, постепенно уходит. 

— В Рыбаков Фонде мы создаем такую модель. Это «Школа — центр социума», в основе которой партнерские отношения — с родителями, с учениками, с выпускниками. Важно создать среду, где школы смогут этому научиться.

— Я двумя руками за и очень приветствую, чтобы это развивалось. И ещё очень хочу, чтобы это начиналось как можно раньше, чтобы уже в дошколке детям прививали коммуникативные навыки, развивали эмоциональный интеллект, показывали, что такое партнерство. Сначала, скажем, ты находишься во взаимодействии с игрушками, с героями любимых мультфильмов, с которыми тебе удобно и хорошо, а потом — с воспитателем, с педагогом. Лично мне наша школа этого не дала, этот опыт я приобрела сама. 

— Юлиана, посоветуй нашим читателям фильмы для семейного просмотра. Что за последнее время произвело впечатление?

— У меня есть целый список обязательных вещей для семейного просмотра. Кстати, кроме «Союзмультфильма» я недавно возглавила киностудию им. Горького, на которой изначально снимали детские и юношеские фильмы. Поэтому очень рекомендую посмотреть сказки и мультфильмы этих киностудий — это и «Там, на неведомых дорожках», и «Королевство кривых зеркал», и «Двенадцать месяцев». Еще мы с детьми посмотрели «Усатый нянь», «Чудак из пятого „Б“», «Ох уж эта Настя!». Естественно, все серии «Неуловимых мстителей»

Наше кино при просмотре мы мешаем с европейским и голливудским. Например, прекрасная трилогия для всей семьи — «Белль и Себастьян». Французский фильм про мальчика и его собаку, переживших Вторую мировую войну. 

Конечно же, мы смотрим все, что выпускает «Дримворкс» и «Дисней». Как смеются мои дети, по профессиональной направленности. Стараемся смотреть все новое и параллельно просматривать старое. Например, «Трансформеров». Фильм оказался совсем не такой, как я думала, он больше про трогательные отношения между человеком и роботом, про человеческую дружбу, привязанности. До этого пересматривали «Пиратов Карибского моря», — тоже очень рекомендую для семейного просмотра, потому что это здорово, очень захватывает и взрослых, и детей. 

— А сложно конкурировать с иностранными мультиками — с американскими, например? 

— В страну поступает очень много иностранного сериального контента крайне низкого качества. Такие мультики не развивают детей. Я, например, была вынуждена заблокировать несколько детских платных каналов, потому что не хотела, чтобы мои дети смотрели эту муть.

За последние 5-6 лет российская отрасль переживает бурный рост, и появилось много качественного контента, так что есть из чего выбирать. Например, безопасные каналы с отличной анимацией — «Карусель» и «Мульт». Утренняя мультпрограмма на канале СТС — тоже подходит для детей. 

«Союзмультфильм» сегодня одновременно работает над десятью проектами. В их числе семь сериалов, один из которых — «Новое Простоквашино». 30 серий мультфильма мы уже выпустили и получили большую поддержку зрительской аудитории. 

Кадр из мульфильма «Новое Простоквашино».


Еще два сериала — «Оранжевая корова» — про семейные ценности, и «Зебра в клеточку» — с серьезным социальным подтекстом, но не в назидательной, а развлекательной форме. В нем много песен, танцев, и у каждого животного есть свое смешное движение, которое наверняка запомнится детям. 

— Всегда ли родители, выбирая мультфильмы для своих детей, отдают предпочтение более качественным, или есть какой-то другой критерий?

— Кроме качества и соответствия возрасту никакого другого критерия нет. Если на мультике стоит пометка «6+», его не надо показывать трехлетке. Там другая динамика, скорость сюжета, смена картинки — много всего, что приведет к перевозбуждению или неверной трактовке содержания. Мультфильм может быть качественным сам по себе, но просто не подходить по возрасту. 

— Как правильно ограничивать детей от потребления контента? Ведь они смотрят не только мультики, есть еще игры, видеоролики, соцсети.

— Ребенку до двух лет вообще не надо никаких гаджетов, только какие-то развивающие мультфильмы или практики, специально созданные для этого возраста. 

Когда нашим детям было по два года, они смотрели на большом экране сингапурский курс «Brainy baby», который предназначен для развития детей. В нем совсем немного анимации, в основном живые актеры — дети и взрослые — рассказывают о важных вещах (цифрах, животных, музыкальных инструментах, поведенческих особенностях). И мы очень довольны курсом. Во-первых, он заложил основу английского языка, а во-вторых, на экране не происходило никакого мельтешения, потому что курс создан специально для маленьких детей. 

Еще мы установили жесткие лимиты времени: либо 1,5 часа в день на просмотр полнометражного мультфильма или кино, либо 40-60 минут на гаджеты.

 

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

 


Партнерский материал



Перейти в источник

Комментарии