0 Избранные


Не дожидаясь помощи от региональных властей, жители поселка Волочанка решили своими силами восстановить сгоревшую школу. По всей стране под угрозой закрытия или уничтожения из-за аварийного состояния находятся более 700 образовательных учреждений. 

Меньше чем за месяц до начала учебного года в поселке Волочанка Красноярского края сгорел корпус единственной школы. Деревянное здание 70-х годов постройки пламя уничтожило за считанные часы. В поселке на краю земли пожарного расчета нет, так что местным жителям оставалось только «отбивать» у огня собственные дома и со слезами на глазах смотреть на гибель единственного культурного и образовательного центра на сотни километров вокруг.

Местные жители предполагают, что причиной пожара стала старая проводка. Пока местные власти на диалог с людьми не идут, о сроках строительства новой школы тоже ничего не известно. Впрочем, никто даже не спросил у учителей и родителей, нужна ли им какая-то помощь в сложившейся ситуации. В новом учебном году 84 ученика 1-11 классов будут учиться в две смены в маленьком здании начальной школы 50-х годов постройки. Другого выхода нет, ближайшая школа находится в 200 километрах от Волочанки.

Совершенно неожиданно для местных жителей им на помощь пришел известный фотограф.

ART AUCTION — 48 HOURS ONLY!!! HELP INDIGENOUS CHILDREN OF THE ARCTIC. SCHOOL DESTROYED BY FIRE.

Let me introduce Katya…

Опубликовано Александром Химушиным Понедельник, 10 августа 2020 г.

«Наш друг Александр Химушин, узнал, что в Волочанке сгорела школа. Александр взял фотографию наших волочанских девчонок, которую он сделал, приезжая в Волочанку, и объявил аукцион, цель которого собрать средства детям Волочанки. Начальная цена — 5000 долларов. Для нас это очень большие деньги, но в мире есть много богатых людей, и в мире есть дети из Волочанки, у которых сгорела школа», — написал на своей странице в социальных сетях бывший директор школы Денис Теребихин.

 

Как и школа в Волочанке, в любой момент из-за ветхости и аварийного состояния могут оказаться закрытыми или уничтоженными сотни школ по всей стране. В России порядка 42 тысяч общеобразовательных учреждений, более 700 из них в аварийном состоянии, а это значит, что они уже не имеют права принимать детей, еще 9 тысяч зданий требуют срочного капитального ремонта. Большинство действующих школ построены 50-60 лет назад и со дня на день потребуют капитального ремонта. Однако этому горю не всегда даже деньги смогут помочь. Случись завтра экстренная реконструкция, многие учреждения просто закроют без права на реанимацию. Здания настолько морально устарели, что не соответствуют большинству современных норм и вкладывать в них средства нецелесообразно, проще построить новое учреждение. 

«Ремонтировать старые здания получается дороже. Нужно убирать старые постройки и на их месте строить новые и современные. Это и дешевле, и лучше с точки зрения нормативов. Там ведь очень много тонкостей», — высказался по поводу обновления городских школ мэр Екатеринбурга Александр Высокинский.

Новые и современные здания на месте старых школ в Екатеринбурге действительно появляются — это новые жилые дома. Вместо школы № 222, например, которую снесли весной этого года, построят многоэтажное жилье. Аварийное учреждение долгое время пустовало. А сейчас земля под ним вдруг поменяла назначение. Теперь там предусматривается высотное жилищное строительство.

Эксперты сходятся во мнении, что в текущей ситуации сколько ни вкладывай денег, избавиться от ветхих и аварийных школ в России невозможно. Причина — чрезмерно большое количество ветхих зданий и разные финансовые возможности регионов.

«В России сегодня очень разбалансированы бюджеты. Муниципалитеты должны содержать в надлежащем состоянии все сети объектов социальной инфраструктуры. Это полностью их ответственность. Но это слишком большой объем сетей, который они не тянут финансово. На серьезный ремонт или реконструкцию зданий у них денег нет», — полагает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Говорить о бережном отношении к школам, их ремонте и реконструкции не приходится. По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики, в 90-е годы в стране было почти 70 тысяч школ. За каких-то 30 лет страна потеряла 28 тысяч учреждений. Если в ближайшие 7-10 лет не начать срочно ремонтировать старые или строить новые школы, остро встанет вопрос: где учиться детям. Сегодня в стране не хватает около пяти миллионов школьных мест, на их восполнение необходимо более 6 трлн. рублей. Таких денег в бюджете нет. В этой ситуации, на мой взгляд,  поможет механизм инвестиционного строительства школ и активное развитие государственно-частного партнерства.

Частные инвестиции в образовательную инфраструктуру станут одним из самых перспективных направлений развития отрасли в ближайшие несколько лет. Государственно-частное партнёрство — это когда бизнес берет на себя часть обязательств государства. Принцип простой: частные инвесторы строят или реконструируют образовательные учреждения, а затем получают вложенные средства из бюджета. Такой порядок работы выгоден, например, строителям, которые возводят новые жилые кварталы и для успешной реализации квартир необходима социальная инфраструктура в шаговой доступности от домов — школы и детские сады в первую очередь. Куда проще возводить сразу полноценный микрорайон «под ключ», а затем получить средства за построенные социальные объекты.

Еще один вариант — концессионное соглашение. Это форма государственно-частного партнерства, которое предполагает вовлечение предпринимателей в сектор услуг, которые традиционно оказывает государство. Условия, конечно же, должны быть взаимовыгодными. Если инвестор вкладывает деньги в строительство или ремонт школы, он может, например, взять на себя организацию дополнительных платных образовательных услуг, которые сегодня и так есть практически в любой российской школе наравне с бесплатными кружками и секциями. 

Строительство новых школ и ремонт старых в рамках государственно-частного партнерства начали практиковать в отдельных регионах несколько лет назад. Благодаря инвестициям новые школьные места появились в Ханты-Манскийском и Ямало-Ненецком автономном округе, республике Бурятия, Волгоградской, Новосибирской, Самарской областях.

Об авторе: Артём Соловейчик, лидер движения «Школа — наше дело», член Центрального совета партии «Новые люди», главный редактор ИД «Первое сентября».





Перейти в источник

Комментарии